Антикоррупционная политика Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства Вологодской области.
1. Понятие, цели и задачи антикоррупционной политики.
1.1 Антикоррупционная политика является локальным нормативным актом Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства Вологодской области (далее – Фонд). Антикоррупционная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в деятельности Фонда. Антикоррупционная политика Фонда (далее – Антикоррупционная политика) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции».
1.2 Целью Антикоррупционной политики является формирование единого подхода к организации работы по предупреждению коррупции.
1.3 Задачами Антикоррупционной политики являются:
- информирование работников Фонда о нормативно-правовом обеспечении работы по предупреждению коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- определение основных принципов работы по предупреждению коррупции в Фонде;
- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в Фонде.
- определение должностных лиц Фонда, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики;
- закрепление ответственности работников за несоблюдение требований Антикоррупционной политики.
2. Термины и определения.
2.1 В целях настоящей Антикоррупционной политики применяются следующие термины и определения:
- антикоррупционная политика – утвержденный в установленном порядке документ, определяющий комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в деятельности Фонда;
- аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность Фонда;
- взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
- закон о противодействии коррупции – Федеральный закон от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции»;
- законодательство о противодействии коррупции – Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти Тульской области и муниципальные правовые акты;
- комиссия - комиссия по противодействию коррупции;
- коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением;
- конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя Фонда) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых (должностных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя Фонда) и правами и законными интересами Фонда, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Фонда, работником (представителем) которой он является;
- контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Фонд вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений;
- коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;
- личная заинтересованность работника (представителя Фонда) – заинтересованность работника (представителя Фонда), связанная с возможностью получения работником (представителем Фонда) при исполнении трудовых (должностных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;
- фонд – Фонд ЗПГ УДС ВО;
- официальный сайт – сайт Фонда в информационно-телекоммуникационной сет «Интернет», содержащий информацию о деятельности Фонда, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат Фонду;
- план противодействия коррупции – ежегодно утверждаемый руководителем Фонда документ, устанавливающий перечень намечаемых к выполнению мероприятий, их последовательность, сроки реализации, ответственных исполнителей и ожидаемые результаты, разработанный на основе типового плана противодействия коррупции;
- предупреждение коррупции – деятельность Фонда, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных локальными нормативными актами Фонда, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции;
- противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. - работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с Фондом;
- руководитель Фонда – физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами Фонда и локальными нормативными актами осуществляет руководство Фондом, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
3. Основные принципы работы по предупреждению коррупции в Фонде.
Антикоррупционная политика Фонда основывается на следующих основных принципах:
3.1 Принцип соответствия Антикоррупционной политики Фонда действующему законодательству и общепринятым нормам права. Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству о противодействии коррупции и иным нормативным правовым актам, применимым к Фонду.
3.2 Принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководства Фонда в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутри организационной системы предупреждения коррупции.
3.3 Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников Фонда о положениях законодательства о противодействии коррупции и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
3.4 Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Фонда, его руководителя и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности Фонда коррупционных рисков.
3.5 Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Осуществление в Фонде антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
3.6 Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для руководителя Фонда и работников вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководителя Фонда за реализацию Антикоррупционной политики.
3.7 Принцип открытости деятельности.
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в Фонде антикоррупционных стандартах и процедурах.
3.8 Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
4. Область применения Антикоррупционной политики и круг лиц, попадающих под ее действие.
4.1 Кругом лиц, попадающих под действие Антикоррупционной политики, являются руководитель Фонда и работники вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
5. Должностные лица Фонда, ответственные за реализацию Антикоррупционной политики, и формируемые коллегиальные органы Фонда.
5.1 Руководитель Фонда является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в Фонде.
5.2 Руководитель Фонда, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, структуры Фонда назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики в пределах их полномочий.
5.3 Основные обязанности лица (лиц), ответственных за реализацию Антикоррупционной политики:
- подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам предупреждения коррупции в Фонде;
- подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в Фонде;
- разработка и представление на утверждение руководителю Фонда проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений, совершенных работниками;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками или иными лицами;
- организация работы по заполнению и рассмотрению деклараций о конфликте интересов;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности Фонда по вопросам предупреждения коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных правонарушений и преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
- организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
- организация мероприятий по антикоррупционному просвещению работников;
- индивидуальное консультирование работников;
- участие в организации антикоррупционной пропаганды;
- проведение оценки результатов работы по предупреждению коррупции в Фонде и подготовка соответствующих отчетных материалов для руководителя Фонда; В целях выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции; выработки и реализации системы мер, направленных на предупреждение и ликвидацию условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях; повышения эффективности функционирования Фонда за счет снижения рисков проявления коррупции; в Фонде образуется коллегиальный орган – комиссия по противодействию коррупции.
5.4 Цели, порядок образования, работы и полномочия комиссии по противодействию коррупции определены Приказом руководителя о комиссии по противодействию коррупции.
6. Обязанности работников, связанные с предупреждением коррупции.
6.1 Руководитель Фонда и работники вне зависимости от должности и стажа работы в Фонде в связи с исполнением своих трудовых обязанностей, возложенных на них трудовым договором, должны:
- руководствоваться положениями настоящей Антикоррупционной политики и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования;
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Фонда;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Фонда;
- незамедлительно информировать непосредственного руководителя, лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики, и (или) руководителя Фонда о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
- незамедлительно информировать непосредственного руководителя, лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики, и (или) руководителя Фонда о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками;
- сообщить непосредственному руководителю или лицу, ответственному за реализацию Антикоррупционной политики, о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов, одной из сторон которого является работник;
7. Мероприятия по предупреждению коррупции.
7.1 Работа по предупреждению коррупции в Фонде ведется в соответствии с ежегодно утверждаемым в установленном порядке планом противодействия коррупции.
8. Внедрение стандартов поведения работников Фонда.
8.1 В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения работников, в Фонде устанавливаются общие правила и принципы поведения работников, затрагивающие этику деловых отношений и направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников и Фонда в целом.
8.2 Общие правила и принципы поведения закреплены в Кодексе этики и служебного поведения работников Фонда (Приложение №2 к Антикоррупционной политике).
9. Выявление и урегулирование конфликта интересов.
9.1 В основу работы по урегулированию конфликта интересов в Фонда положены следующие принципы:
- обязательность раскрытия сведений о возможном или возникшем конфликте интересов;
- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для Фонда при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
- соблюдение баланса интересов Фонда и работника при урегулировании конфликта интересов;
- защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) Фондом.
9.2 Работник обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
9.3 Поступившая в рамках уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения информация проверяется уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для Фонда рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.
9.4 Обязанности работников по недопущению возможности возникновения конфликта интересов, порядок предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов в Фонде установлены Положением о конфликте интересов (Приложение №3 к Антикоррупционной политике).
9.5 Для раскрытия сведений о конфликте интересов осуществляется периодическое заполнение работниками декларации о конфликте интересов. Круг лиц, на которых распространяется требование заполнения декларации о конфликте интересов, и периодичность заполнения декларации о конфликте интересов определяется руководителем Фонда с учетом мнения комиссии по противодействию коррупции.
9.6 Фонд берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения информации, поступившей в рамках уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
10. Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.
10.1 Фонд намерен поддерживать корпоративную культуру, в которой деловые подарки, корпоративное гостеприимство, представительские мероприятия рассматриваются только как инструмент для установления и поддержания деловых отношений и как проявление общепринятой вежливости в ходе хозяйственной и иной деятельности Фонда.
11. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами.
11.1 Работа по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами, проводится по следующим направлениям:
11. 2 Установление и сохранение деловых (хозяйственных) отношений с теми контрагентами, которые ведут деловые (хозяйственные) отношения на добросовестной и честной основе, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении хозяйственной деятельности, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах.
11.3 Внедрение специальных процедур проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения Фонда в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами (сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п.).
11.4 Распространение среди контрагентов программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в Фонде.
11.5 Включение в договоры, заключаемые с контрагентами, положений о соблюдении антикоррупционных стандартов (Антикоррупционная оговорка)
11.6 Размещение на официальном сайте Фонда информации о мерах по предупреждению коррупции, предпринимаемых в Фонде.
12. Оценка коррупционных рисков Фонда.
12.1 Целью оценки коррупционных рисков Фонда являются:
- обеспечение соответствия реализуемых мер предупреждения коррупции специфике деятельности Фонда;
- рациональное использование ресурсов, направляемых на проведение работы по предупреждению коррупции;
- определение конкретных процессов и хозяйственных операций в деятельности Фонда, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений и преступлений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Фондом.
12.2 Оценка коррупционных рисков Фонда осуществляется ежегодно в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, разработанных Министерством труда и социального развития Российской Федерации с учетом специфики деятельности Фонда.
13. Антикоррупционное просвещение работников.
13.1 В целях формирования антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к коррупционному поведению, повышения уровня правосознания и правовой культуры работников в Фонда на плановой основе посредством антикоррупционного образования, антикоррупционной пропаганды и антикоррупционного консультирования осуществляется антикоррупционное просвещение.
13.2 Антикоррупционная пропаганда осуществляется через средства массовой информации, наружную рекламу и иными средствами в целях формирования у работников нетерпимости к коррупционному поведению, воспитания у них чувства гражданской ответственности.
13.3 Антикоррупционное консультирование осуществляется в индивидуальном порядке лицами, ответственными за реализацию Антикоррупционной политики в Фонде. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов проводится в конфиденциальном порядке.
14. Внутренний контроль и аудит.
14.1 Осуществление в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете» внутреннего контроля хозяйственных операций способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Фонда.
14.2 Задачами внутреннего контроля и аудита в целях реализации мер предупреждения коррупции являются обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда и обеспечение соответствия деятельности Фонда требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов Фонда.
14.3 Требования Антикоррупционной политики, учитываемые при формировании системы внутреннего контроля и аудита Фонда:
- проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по предупреждению коррупции;
- контроль документирования операций хозяйственной деятельности Фонда;
- проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
14.4 Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составление неофициальной отчетности, использование поддельных документов, запись несуществующих расходов, отсутствие первичных учетных документов, исправления в документах и отчетности, уничтожение документов и отчетности ранее установленного срока и т. д.
14.5 Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам с учетом обстоятельств - индикаторов неправомерных действий, например:
- оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
- предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, работникам, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
- выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для Фонда или плату для данного вида услуг;
- закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
- сомнительные платежи наличными деньгами.
15. Ответственность работников за несоблюдение требований Антикоррупционной политики.
15.1 Фонд и ее работники должны соблюдать нормы законодательства о противодействии коррупции.
15.2 Руководитель Фонда и работники вне зависимости от занимаемой должности в установленном порядке несут ответственность, в том числе в рамках административного и уголовного законодательства Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики.
16. Порядок пересмотра и внесения изменений в Антикоррупционную политику.
16.1 В процессе работы должен осуществляться регулярный мониторинг хода и эффективности реализации Антикоррупционной политики. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых Антикоррупционных мероприятий, в Антикоррупционную политику вносятся изменения и дополнения.
16.2 Пересмотр принятой Антикоррупционной политики может проводиться и в иных случаях, таких как внесение изменений в ТК РФ и законодательство о противодействии коррупции, изменение организационно-правовой формы организации и так далее.